Племянник Василия Павловича дал эксклюзивное интервью Татьяне Мамаевой.
В Казани уже несколько месяцев назревает скандал с «Аксенов-фестом». Наследники писателя недовольны и тем, как формируется программа, и составом кураторов. Племянник Василия Павловича Александр Змеул, который активно занимается творческим наследием писателя, в эксклюзивном интервью «Реальному времени» поделился своими впечатлениями от фестиваля и рассказал о том, каким можно сделать фест.
«РОДСТВЕННИКОВ НА ФЕСТИВАЛЬ НЕ ПРИГЛАШАЮТ»
— Александр, сложилась странная ситуация. В Казани проходит «Аксенов-фест», но члены семьи Василия Аксенова не принимают в нем участия. Почему так?
— Я думаю, прежде всего, потому что то, что происходит в последние годы на этом фестивале, не имеет никакого отношения к жизни, творчеству и наследию Василия Аксенова. Если говорить о технической стороне, то не принимаем участия, потому что нас не приглашают В прошлом году, правда, пригласили, но, как я понял, с единственной целью — Татарскому книжному издательству было нужно издать книгу Аксенова на татарском, к нам обратились из управления культуры города и попросили бесплатной лицензии на это издание. Мы дали согласие в течение суток, правда издатели забыли поставить знак копирайта, обозначающий авторство Василия Павловича и права наследников. И меня просто пригласили, без возможности выступить на фестивале.
— То есть в качестве гостя?
— В качестве гостя. Я предложил Ирине Барметовой устроить в рамках фестиваля презентацию нашего сайта «Остров Аксенов» и рассказать, как мы работаем с наследием Василия Павловича, но мне ответили, что у них своя программа. Есть тусовка, которая сформировалась вокруг Барметовой, а есть люди, с которыми она не общается в силу разных причин.
— Но каковы причины? Ведь семья проводит колоссальную работу по популяризации произведений Аксенова.
— Мы не из их тусовки, литературный секретарь и исследователь творчества Аксенова Виктор Есипов не из их тусовки. Мне кажется, отношение к Аксенову циничное, ведь он больше ничего не напишет, ни с кем не познакомит, не замолвит слово.
— Почему вы раньше об этом молчали?
— Я начал работать с архивом Аксенова в 2010 году, у меня была доверенность от моей тети, Майи Афанасьевны, жены Василия Павловича, она умерла в 2014 году. Пока она была жива, моя мама, ее родная сестра, просила меня ничего не говорить, потому что не хотела тревожить Майю, чтобы ей не трепали нервы. Но когда в прошлом году я увидел, что происходит на фестивале, я посоветовался с семьей, с мамой, она сейчас правообладатель, и с Есиповым, и решил действовать.
«Я НЕ ПОНИМАЮ, ПРО ЧТО ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ»
— Вы все же однажды были на «Аксенов-фесте», какое у вас сложилось ощущение от него?
— Я, честно говоря, не понял, про что этот фестиваль. Я работаю в архитектурной среде, у нас много разных конкурсов и фестивалей. Даже если они нам не нравятся, у них всегда есть внешняя сторона — положение, концепция, есть состав жюри, попечительский совет. Что происходит здесь, для меня полная загадка.
— Кажется, попечительский совет есть. Так говорят.
— Да, говорят. Но я никогда не видел список членов этого совета. Но про что этот фестиваль, какова его концепция, на кого он рассчитан? Если не говорить, как мои оппоненты, лозунгами про акт гражданского мужества и про народный праздник, про что «Аксенов-фест»? Как он связан с Аксеновым? Вот последний фестиваль, 85 лет Василию Аксенову, тема фестиваля «Аксенов без цитат». Это как? Впрочем, было два мероприятия, связанных с Аксеновым — доклады китайского слависта и доклад про взаимоотношения Аксенова с театром. Есть такое слово — троллинг. Мне кажется, это подобные мероприятия — это троллинг. Типа: « Хотите вашего Аксенова, ну вот вам такие мероприятия». Или в прошлом году — Год кино, поэтому мы покажем вам новый фильм Сергея Соловьева, а про связь Василия Аксенова с кино говорить не будем.
— Мне кажется, программа фестиваля делается на живую нитку. В городе практически нет рекламы, даже СМИ буквально за несколько дней узнают, что будет фестиваль, билеты распространяются непонятным образом.…
— В этом году фестиваль начинался в субботу, в понедельник на сайте мэрии Казани я увидел его анонс и программу, конечно, так не бывает с крупными международными мероприятиями, на статус которого претендует «Аксенов-фест».
«АКСЕНОВ БЫЛ ОТКРЫТ КО ВСЕМУ»
— У вас есть какие-то конкретные предложения по фестивалю? Вы могли бы принять участие в формировании программы «Аксенов-феста»?
— Мне кажется, что одна из проблем фестиваля — то, что на нем делается, нигде и никем не обсуждается, он вообще находится вне пределов критики. Сделали и все, приехали, потусили и забыли. Нет ни хороших оценок, ни плохих. Время меняется, мы не можем делать сейчас то, что делали два-три года назад, а тем более 10. Сейчас главное — это понять, про что «Аксенов-фест», что мы хотим.
— То есть нужна четкая концепция фестиваля?
— Да. Мы абсолютно не настаиваем на том, чтобы это был полностью мемориал Василия Павловича. Хотя, конечно же, важной задачей представляется возвращение фигуры Василия Павловича Аксенова на «Аксенов-фест» — фестиваль, носящий его имя. Аксенов был абсолютно открытый ко всему современный человек. Давайте начнем обсуждение, про что делать этот фестиваль. Фигура Василия Аксенова — один из символов культуры второй половины XX века, его биография и творчество дают практически безграничные возможности для создания современного яркого фестиваля. Наша цель — создание международного культурного события, посвященного культуре второй половины XX века и начала XXl века. Фестиваля, в основе которого лежат литературная и музыкальная составляющие, а также — кинематограф, lifestyle, общественная деятельность, университетский опыт Аксенова, спорт. При этом каждый год фестиваль должен иметь тему и ключевое событие, раскрывающее эту тему — стержень, вокруг которого строится вся остальная программа.
— В этом случае, фестиваль должен делаться как минимум за год. Как в Казани делаются Шаляпинский и Нуриевский фестивали, фестиваль мусульманского кино.
— Безусловно. Но когда к нам приезжают хорошие люди, гуляют, иногда встречаются с читателями и открывают памятники самим себе — это не фестиваль. Одни мастер-классы — это тоже не фестиваль. Надо пробовать новые форматы.
«У МЕНЯ ЕСТЬ КАНДИДАТУРЫ КУРАТОРОВ»
— Бюджет «Аксенов-феста» немаленький, он сопоставим с бюджетом Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который проходит на очень высоком уровне.
— По открытым данным, бюджет этого года был пять с половиной миллионов рублей. Не должны же быть бесконечные, из года в год, встречи с одними и теми же людьми.
— Вас не волнует такой аспект, что подавляющее большинство аудитории тех, кто приходит на «Аксенов-фест», это люди возраста, скажем так, пятьдесят плюс?
— Это меня более чем волнует. Поэтому я и говорю про новые форматы. Формат фестиваля должен быть понятен и интересен людям разных поколений. Тем более, что в Казани проходит много хороших мероприятий и есть с чем сравнить. В сегодняшнем виде фестиваль им заведомо проигрывает. Надо, с одной стороны, подключать и новые площадки, а с другой, благодаря обновленному «Аксенов-фесту», можно вдохнуть жизнь и в существующие.
— Что бы вы могли сделать для «Аксенов-феста»?
— У меня есть несколько отличных кандидатур кураторов, которые умеют делать отличные программы. Это люди с отличным портфолио, которые имеют опыт выставочной работы, проведения разного рода мероприятий, умеют работать с архивами и могут все отлично представить. Я с ними это уже обсуждал. После прошлогоднего «Аксенов-феста» я для себя сформулировал некоторые положения. Важно, чтобы после «Аксенов-феста» осталось некое наследие, от создания краеведческих и туристических маршрутов по местам, связанным с Аксеновым, до, например, заказа на написание музыкальных произведений. Написать можно ораторию, симфонию, оперу, посвятив их Аксенову. Такие вещи должны быть. Они будут работать на весь город.
— Но должна же быть еще и научная работа, после подобных фестивалей обычно выпускают альманахи, обобщив литературный материал.
— Безусловно, это так. Если вначале музей Аксенова позиционировался как центр аксенововедения, то сейчас об этом нет речи. Мы только за. Мы могли бы передать определенные документы дому-музею Аксенова, но у него нет статуса. И важно, чтобы люди, работающие с наследием Аксенова, были интегрированы в фестиваль. Не может так быть, что из пяти посмертных изданий Аксенова только одно было представлено на фестивале. Ну не может так быть. Еще одно пожелание: хотелось, чтобы сделали полноценную аксеновскую выставку. У нас есть огромное количество материалов, которые мы могли бы предоставить. Фестиваль может строиться вокруг мощной выставки, сделанной современным языком со стильным дизайном. Спорт, стиль одежды, музыка — это можно было бы повернуть в разные стороны и создать множество интересных историй для Казани.
— Какова юридическая сторона отношений наследников Аксенова и фестиваля?
— Пока никаких. На протяжении многих лет устроители нарушали наши права — использовали имя Аксенова и публично исполняли произведения (то есть ставили спектакли) без согласия правообладателей. Мы хотим заключить соглашение между правообладателям и мэрией Казани, в котором будет предусмотрено, что наследники дают разрешение на безвозмездное использование имени Аксенова для «Аксенов-феста», при этом мы имеем право участвовать в формировании программы и выборе кураторов. Если мы не договоримся, то, безусловно, обратимся в суд. Никаких финансовых требований у нас нет.