С 20 августа по 25 сентября 2017 года на главной аллее Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» проводилась стендовая выставка «Остров Крым Василия Аксенова».
Выставка была приурочена к 85-летию со дня рождения писателя Василия Аксенова и 100-летию русских революций. Она была подготовлена исключительно на многочисленных архивных и музейных материалах коллекции В.П. Аксенова, переданных в Дом русского зарубежья им. А. Солженицына в период 2010–2017 годов вдовой писателя М.А. Овчинниковой и ее племянником А.А. Змеулом. Совместными усилиями руководства и сотрудников двух музеев, ДРЗ и Херсонесского музея-заповедника, выставка была успешно реализована в рамках проекта «Исторический вернисаж».
Весьма примечательно, что буквально накануне Крым и Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» посетили президент РФ В.В. Путин и премьер-министр Д.А. Медведев. При посещении музейного комплекса в Херсонесе В.В. Путин высказался о значении этого места в истории государства российского. «Здесь нужно создавать русскую, российскую Мекку. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства», — заявил глава государства.
На торжественном открытии выставки «Остров Крым Василия Аксенова» присутствовало 47 человек, а всего только в первый день работы экспозиции ее увидели 2153 человека. На открытии звучали любимые джазовые композиции В.П. Аксенова в исполнении саксофониста Владимира Сыча. Директор Херсонесского музея С.Е. Мельникова подчеркнула, что Херсонес можно смело назвать героем романа «Остров Крым», и не случайно один из стендов на выставке представляет вниманию посетителей отрывки из этого произведения с упоминанием Херсонеса.
Выступали также заместитель директора по развитию Херсонесского музея А.С. Капусткин и председатель Севастопольского регионального отделения Союза писателей России Т.А. Воронина. Они подчеркнули, что провидческий роман Василия Аксенова «Остров Крым» вновь и вновь привлекает пристальное внимание читателей не только на территории Крымского полуострова, но и в России, и за рубежом.
«Ожог» от советской действительности в середине уже прошлого ХХ века и от столкновения с системой заставил одних авторов открыть собственный висцеральный антиутопийный «остров Крым», других, в том числе и Аксенова, отстаивать собственное «право на Остров». Его отчаянное фрондерство в пику властям предержащим вылилось в Указ Президиума Верховного Совета СССР № 74 от 20 ноября 1980 года о лишении В.П. Аксенова гражданства, и на 24 года внутренняя эмиграция с «миллионом разлук» стала внешней.
«Перемена образа жизни» и поиски нового «климатического убежища» для многих представителей так называемой третьей волны эмиграции — художественной, литературной и научной, оказались связаны с Америкой и ее «редкими землями». Ощущение и осознание «нового сладостного стиля» под звуки песенки о «грустном бэби» начались для Василия Аксенова с работы на «Голосе Америки», на «Радио Свобода» и в американских университетах. Аксеновская «американская кириллица» в «радио-дневнике писателя» запечатлевала судьбы поколения 1960-х–1990-х годов, эмигрантскую повседневность, сложные взаимоотношения двух мировых держав. «Негатив положительного героя» повествований Василия Аксенова — это взгляд повзрослевшего шестидесятника на новое время.
Это новое время позволило В.П. Аксенову жить и в Америке, и во Франции, и в России. Он вернулся к своим читателям и зрителям новыми романами, современными театральными спектаклями, многосерийными телевизионными постановками. Аксеновская «хрупкая ирония» творчества, подчеркнутая сленговой лексикой, его фантастическая драматургия романов и карнавализация изображаемой реальности оказались созвучны исканиям и чаяниям нашего времени, когда век двадцатый шагнул в следующий — двадцать первый век.
В заключение хотелось бы провести некоторые исторические параллели. В.П. Аксенов всегда с большим уважением относился к личности и творчеству одного из главных основателей Дома русского зарубежья — А.И. Солженицыну, чье имя мы сейчас носим. Некоторые литературные критики даже отмечали и отмечают некую параллельность текстов Аксенова с произведениями Солженицына. И еще, 15 августа 1990 года президент СССР М.С. Горбачев отменил указы о лишении гражданства некоторых лиц, проживающих вне пределов Родины. Под номером 4 и 5 этого Указа стояли фамилии А.И. и Н.Д. Солженицыных, под номером 12 — В.П. Аксенова.
В ряду российских литераторов, эмигрировавших из России в 70–80-е годы прошлого века, В.П. Аксенов — сценарист, журналист, писатель-«шестидесятник», «стиляга», метрОполец, диссидент, антисоветчик, эмигрант и реэмигрант, — стал одним из символов своего сумбурного времени. Его «бумажный пейзаж» — архивный и книжный — неотъемлемая часть философского и творческого пейзажа эпохи прошлого и нынешнего веков. Его «право на Остров» и «Остров Крым» — подтверждены сегодняшними историческими и геополитическими реалиями.
Всего же за месяц функционирования выставки «Остров Крым Василия Аксенова» ее посетили без малого 169 тысяч человек. Вскоре она будет продлена в другом городе Крыма — в Коктебеле.
А в стенах Дома русского зарубежья на днях открылась архивно-музейная экспозиция памяти В.П. Аксенова — «Право на Остров».
Инна Розанова, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына