Нажмите Enter для поиска или ESC для закрытия
Новости

В коллекции Аксенова в Доме русского зарубежья появились новые предметы

В августе 2017 года наследники передали в нее стол, кресло, тумбу, маску и эркерное окно со знаменитой процарапанной на стекле фразой «строили заключенные». Подробности о коллекции писателя в Доме русского зарубежья — в материале ведущего научного сотрудника Дома Инны Розановой.

20 августа этого года исполнилось 85 лет со дня рождения русского писателя — эмигранта и реэмигранта — ироничного, порой нарочито гротескного и фантасмагорийного, властителя дум не одного поколения читателей, театральных и телевизионных зрителей сначала в СССР, а потом и в России, и за ее нынешними пределами. Речь идет о Василии Павловиче Аксенове — одном из наиболее ярких представителей поколения шестидесятников-«шестидесантников». В августе же месяце коллекция В.П.Аксенова Дома русского зарубежья значительно пополнилась новыми мемориальными предметами из московской квартиры писателя и его жены в высотке на Котельнической набережной.

У любого события есть своя предыстория. Для коллекции В.П.Аксенова история поступления и скорой презентации этого богатейшего и разнообразного материала в Доме русского зарубежья состояла в самоотверженной деятельности по сбережению, вывозу из США, передаче материалов из Америки и России, которую осуществил Александр Александрович Змеул (выпускник РГГУ, кандидат исторических наук, автор диссертации: «Музеи в культурном пространстве современного города (комплексный анализ на примере Нижнего Новгорода 1985–2003», журналист, ведущий авторской программы на радио; главный редактор интернет-издания archspeech.com; директор агентства «The Changes»). Как доверенное лицо и наследник вдовы писателя — Майи Афанасьевны Овчинниковой (Аксеновой), а затем ее сестры Ирины Афанасьевны Змеул, на протяжении 2010–2017 годов А.Змеул передал в Дом русского зарубежья в общей сложности 36 коробок с архивными материалами, а также большое количество мемориальных музейных предметов из квартиры писателя в Америке и квартиры писателя и его жены в Москве. Летом 2012 года из США его усилиями и благодаря помощи комитета «Книги для России» под многолетним и подвижническим руководством его председателя Л.С.Флам-Оболенской в Дом русского зарубежья поступили еще 12 коробок с книгами из личной библиотеки В.Аксенова.

Сейчас в «аксеновском собрании» представлены материалы, относящиеся к трем периодам жизни писателя — советскому (1950-е – 1970-е), американскому (1980-е – 2004) и российскому (2004–2009).  Это рукописи, обширная переписка, книжные издания более чем на 20 языках мира (от Америки до Японии), огромный фотоархив, аудио- и видеоматериалы, большой массив газетных и журнальных публикаций. В 2013 году коллекция В.П.Аксенова пополнилась также воспоминаниями его отца П.В.Аксенова, чьи материалы были переданы известным исследователем творчества писателя Н.Н.Карлиной.

На основе аксненовских архивных материалов, переданных А.Змеулом в Дом русского зарубежья, были выпущены ранее не публиковавшиеся произведения:  «Одно сплошное Карузо» (рассказы, эссе и дневники), книга писем (1940–1990) «Ловите голубиную почту...», сборник киносценариев «О, этот вьюноша летучий!».

Точно сказать, сколько всего единиц хранения будет насчитывать коллекция блистательного писателя ХХ–ХХI века, пока трудно. Однако к настоящему времени общее количество листов его фонда уже перевалило несколько десятков тысяч. А мемориальные музейные предметы писателя насчитывают несколько сотен единиц хранения. Среди них можно назвать портативную пишущую машинку, настольную лампу, портфель, декоративные скульптуры «Цапля», различные скульптурные композиции, афиши спектаклей по романам писателя, грамоты, дипломы и свидетельства, выданные в США и России, знаменитые аксеновские клетчатые кепки и шарфы, памятные значки с названиями романов и др.

Среди недавних музейных поступлений, переданных А.Змеулом, — мемориальные вещи из кабинета В.П.Аксенова: стол, кресло, тумба, маска, левое эркерное окно со свидетельством эпохи в виде ставшей уже знаменитой, процарапанной на стекле фразой: «Строили заключенные». Это окно с видом на Кремль писатель описывал в своем романе «Москва-ква-ква»: «…Дом стал неизмеримо гигантским или микроскопически лилипутским, во всяком случае, отчетливым до каждого кирпича, до всякой молекулы гранита, до всякой царапины на стекле, включая ту, у Дондеронов, которая двумя словами “строили заключенные” проливает океан слез».

 

 

Полную версию статьи Инны Розановой читайте на сайте Дома русского зарубежья.

Поделитесь в соцсетях
  • Впервые
    на острове?
  • Не теряйтесь! Подпишитесь и раз в месяц мы будем делиться с Вами нашими открытиями